NeiroKids

Детский нейропсихологический центр

г. Москва, ул. Новорогожская д.10

м.Площадь Ильича или м.Римская

8 (495) 729 73 86

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержки психического развития (ЗПР), такие как ЗРР – задержка речевого развития, ЗПРР – задержка психоречевого развития, ЗПМР – задержка психомоторного развития, ЗМР – задержка моторного развития — определяются как «замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами».

В возрасте от 0 до 3 лет симптомы ЗПР могут иметь вид соматовегетативной реакции: характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.). Данный уровень реагирования является ведущим в этом возрасте.

Возрасту от 4 до 10 лет свойственен психомоторный уровень реагирования на вредности. Он включает преимущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание, возможны истерики, агрессивное поведение и другие проявления.

ЗПР, ЗРР, ЗПРР относятся к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимают промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Их проблемы — низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки информации; в недостаточности и дискретности знаний об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений.

Они с трудом понимают логико-грамматические структуры, выражающие пространственные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении таких заданий.

Состояния, относимые к ЗПР, часть более широкого понятия «пограничная интеллектуальная недостаточность».

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей с ЗПР, ЗРР, ЗПРР — индивидуальны. У одних — максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и снижаются в течение работы; у других пик внимания наступает после некоторого периода деятельности; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всей работы.

Нарушения избирательного внимания при ЗПР преодолеваются использованием разнообразных способов предъявления одной и той же информации. Важны методические приемы, которые, разными путями, привлекают внимание к новой информации и повышают устойчивость внимания. Большое значение приобретает увеличение общего количества информации, так как это способствует развитию корково-подкорковых связей, более тонкому и быстрому распознаванию реальных событий, более адекватному поведению.

В первую очередь и врачам и родителям необходимо понимать, что термин ЗПР — это область психолого-педагогической сферы и в 40% случаев нет непоправимой патологии, либо наблюдаются легкие неврологические нарушения. Как правило, эти симптомы носят временный и обратимый характер.

В то же время, надо принимать во внимание, что о ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Чем меньше возраст ребенка, тем выше эффективность нейропсихологической коррекции, и быстрее наступают положительные результаты. Если упустить время, то диагноз может стать еще более страшным – олигофрения (умственная отсталость).

Комплексная нейропсихологическая диагностика в нашем нейропсихологическом центре поможет не только понять особенности развития вашего ребенка, но и увидеть его перспективные интеллектуальные возможности, а также обозначить проблемные участки познавательной сферы ребенка и правильно организовать коррекционную работу. Правильно подобранная и своевременно начатая нейропсихологическая коррекция, позволит преодолеть трудности обучения, развития или общения ребенка не прибегая к медикаментам.

Важно начать заниматься своевременно, пока не поставлены диагнозы: ЗПР, ЗРР, ЗПРР, ОНР, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

У каждой структуры головного мозга есть свой период активного развития, очень важно не пропустить эти этапы.

Яндекс.Метрика