Основным принципом воздействия на психическую и нервную систему, является сенсомоторная коррекция, благодаря которой улучшается работа памяти и внимания, концентрации и коммуникабельности, а также процесс обучения и усвоения полученной информации. Но, для более эффективного достижения желаемого результата, многие специалисты советуют дополнить основные занятия другими методиками, одна из которых — методика Томатиса.
Благодаря методике Томатиса, наша слуховая система, которая во многом связана с функциями психики, значительно улучшается. Воздействуя на её основные функции, наблюдается положительное изменение в области слуха, эмоционального восприятия, моторной и сенсорной функции, а также коммуникативности.
Функции слуховой системы:
- энергетическая функция
- слушание как активный процесс
- эмоциональная регуляция
- лингвистическая интеграция
- регуляция голоса
- коммуникация
Энергетическая функция
- благодаря воздействию методики, ухо постоянно поддерживает в возбуждении нейроны головного мозга
- воздействие происходит с помощью высоких частот
- высокая тональность звуков вынуждает мозг обращать внимание на них, из-за чего происходит активная концентрация внимания, в то время как звуки с низкой тональностью отсеиваются мозгом
- вследствие этого — большее сосредоточение и концентрация, организованность, лучшее запоминание, учеба и работа в течение длительного времени почти без напряжения
Слушание
- способность эмоционально включаться в процесс восприятия слуховой информации
- способность воспринимать необходимую информацию
- способность отфильтровать ненужную информацию
- слуховая система учится правильно слушать информацию
- неправильная оценка акустической ситуации
- трудности в адаптации к звуковому окружению
- эмоциональное нарушение
Эмоциональная регуляция
- улучшается связь с лимбической системой (эмоции, память, обучение), центром эмоциональной памяти — миндалиной (короткий и длинный пути)
- обучение слуховой системы правильно оценивать информацию из окружающей среды передавать ее без искажений
Лингвистическая интеграция
- язык — музыка, состоящая из ритмов и звуков
- нервная система приучается к ритмам и звукам языка
- при одновременной стимуляции улитки и преддверия устанавливается связь между ритмами и языковыми структурами
Взаимосвязь уха и голоса
- голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать
- улучшение слуха приводит к изменению голоса
- взаимодействие между слуховой информацией и двигательной, в процессе говорения
- мозг прогнозирует акустические последствия голосового акта — слуховая обратная связь
Моторная функция
- связь с вестибулярным аппаратом, мозжечком
- влияет на моторику, координацию, артикуляцию, автоматизацию навыков, плавность речи, чувство ритма, оперативную речевую память
- формирование схемы тела
- пространственная ориентация
Коммуникативная функция
- снижение способности слушать — снижение желания общаться
- может быть неправильная оценка интонаций
- неуверенность в себе из-за стресса, неправильной оценки ситуации
- при трудностях контроля голоса(интонации, выразительности, ритма, силы и пр.) — его голос может восприниматься собеседниками как грубый, безэмоциональный
Происходит воздействие на:
- питание энергией коры головного мозга, что приводит к улучшению памяти, внимания, концентрации, креативности и понимания
- улучшение качества голоса
- качество устной и письменной речи
- возможность правильного выражения мысли
- устранение проблем, которые компрометируют качество общения (скромность, монотонность голоса и т. д.)
- увеличение слуховых способностей (звуковой анализ, понимание, способность локализации звука. Скорость интеграции информации и т. д.)