NeiroKids

Детский нейропсихологический центр

г. Москва, ул. Новорогожская д.10

м.Площадь Ильича или м.Римская

8 (495) 729 73 86

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Что такое общее недоразвитие речи и как определить, есть ли оно у вашего ребёнка? ОНР представляет собой сложное речевое расстройство, при котором наблюдается нарушение фонетической, смысловой, лексической, звуковой и других речевых функций. Это нарушение может возникнуть как у детей, не имеющих никаких патологий, так и у детей с такими заболеваниями как:

  • Задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР)
  • Алалия
  • Дизартрия
  • Риноалалия
  • Нарушение интеллекта или слуха
  • Олигофрения

 

Особенности ОНР

Речь детей, у которых имеется ОНР, можно отличить благодаря следующим особенностям:

  • Формирование речи после 3-х лет (а также после 4 и 5 лет)
  • Бедный словарный запас
  • Неспособность выразить мысли (ответить на вопрос)
  • Ярко выраженные аграмматизмы (ребёнок не использует предлоги, путает падежи, неправильно согласует различные части речи и т.д.)
  • Большое количество нарушений в произношении групп звуков
  • Неправильная постановка слогов в слове
  • Трудность в построении сложного предложения
  • Малопонятная речь
  • Резкое падение речевой активности (недостаточная речевая активность)

Почему возникло общее недоразвитие речи?

Возникновение данного расстройства может быть из-за ряда физических и социальных факторов. Так, например, к физическим факторам относятся:

— инфекция во время беременности (гипоксия плода), токсикоз, резус-конфликт, любая другая патология, возникшая во время беременности

— поражение ЦНС (центральной нервной системы)

— травмы головы (мозга)

-генетически передаваемые заболевания, а также инфекции

К социальным факторам относятся:

— отсутствие благоприятных условий, оказывающих влияние на воспитание и учебный процесс

— недостаток общения или отсутствие контакта с окружающими людьми,

— дефицит внимания со стороны взрослых

Уровни ОНР

По степени несформированности речи ОНР делят на несколько групп (уровней):

ОНР 1-го уровня

Отсутствие речи. Просьбы и желания выражаются при помощи жестов, звуков, лепета. Слова детей  с ОНР 1-го уровня состоит из простых звуковых подражаний (ав, ма, па, ба) и аморфных слов  «ай» -дай, «ди» — иди, «па» -упал и т.д., причём одним словом ребёнок может обозначать сразу несколько предметов.

Фраза может состоять из одного или двух слов, в которой, как правило, нарушены слоги и произношение звуков.

В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ОНР 1-го уровня имеют пассивный словарь, который превышает активный.

ОНР 2-го уровня

Умение пользоваться общепринятыми словами. К лепету добавляются простые слова, которыми ребёнок часто пользуется, однако, запас слов очень беден и есть грубые грамматические нарушения (используется неправильная форма падежа, нет в предложениях частиц и союзов, перестановка слогов).

ОНР 3-го уровня

Ребёнок владеет развернутой речью и может пользоваться фразами, но разговор таких детей непонятен, что затрудняет общение с другими людьми. В предложениях часто наблюдаются нарушения лексической, грамматической, фонетической функции, а также незнание редко произносимых слов, плохое звукопроизношение, особенно тех слов, которые имеют сложную слоговую структуру (например: электричка, пластилин, фломастер)

ОНР 4-го уровня

Нарушена дикция, а также фонематическая функция речевой системы. Ребёнок может путать слоги и звуки, а также заменять одно слово другим, но при этом произношение звуков может быть чистым. Дети с ОНР 4-го уровня могут испытывать незначительные трудности в разговоре.


Яндекс.Метрика