logo

NeiroKids

Детский нейропсихологический центр

г. Москва, ул. Новорогожская д.10

м.Площадь Ильича или м.Римская

8 (495) 729 73 86

Метод сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция является врожденным нейробиологическим процессом и относится к интеграции и интерпретации сенсорной стимуляции из окружающей среды мозгом. Однако расстройство сенсорной чувствительности является дисфункцией при которой сенсорный ввод не интегрируется или не организован надлежащим образом в головном мозге и может быть причиной в нарушении развития, обработке информации и поведении.

Терапия сенсорной интеграции направлена на то, чтобы помочь детям, которые страдают расстройствами таких чувств как: тактильное, вестибулярное и проприоцептивное. Они тесно взаимосвязаны не только между собой, но и с другими системами мозга.

Тактильная система состоит из нервных окончаний, находящиеся на поверхности кожи, которые отправляют информацию в мозг в виде прикосновений, боли, температуры и давления. Она играет важную роль в восприятии окружающей среды, а также в защитных реакциях. Дисфункция тактильной системы представляет собой отсутствие реакции на прикосновения, отказ от употребления определенных продуктов различной текстуры или ношении определенного вида одежды, отказ в умывании (мытье), избежание попадания мелких частиц (например песка, грязи, пальчиковых красок и т.д.) а также исследование любых предметов кончиками пальцев. Дисфункция тактильной системы может привести к неправильному восприятию прикосновения или боли (гипер или гипо чувствительности) общей раздражительности и гиперактивности. Когда тактильная система неправильно работает, неправильные нейронные сигналы поступают в кору головного мозга, тем самым мешают работе мозгового процесса, что приводит к чрезмерной стимуляции и активности головного мозга. Это может помешать ребенку в концентрации внимания и поведении и приведет к негативной эмоциональной реакции на ощущения от прикосновений.

Вестибулярная система относится к структурам внутри внутреннего уха и отвечает за движения и изменения положения головы (т.е. вестибулярная система посылает сигнал в головной мозг, когда голова находится в вертикальном или горизонтальном положении, наклонена и поднята) Нарушение этой системы проявляется у детей, которые гиперчувствительны к катанию на качелях, не могут наклонятся в разные стороны, испытывают трудности с обучением подняться и спуститься по лестнице. Такие дети опасаются ходить или ползать по неровным или неустойчивым поверхностям. Но, иногда, бывают дети, которые активно ищут сильные сенсорные переживания, например, сильное кружение, прыжки или вращение. Это говорит о том, что у ребенка гиперактивная вестибулярная система.

Проприоцептивная система дает почувствовать мышцы, суставы и сухожилия, благодаря чему человек осознает положение своего тела. Когда система работает правильно, положение человека автоматически корректируется в разных ситуациях, например, система подает необходимые сигналы в головной мозг, чтобы правильно сесть в кресло или нарисовать карандашом рисунок, застегнут пуговицу или есть ложкой. Дисфункция проприоцептивной системы заключается в неуклюжести движений, склонность к падению, несформированности мелкой и крупной моторики рук и т.д.

В целом, дисфункция в этих трех системах проявляется во многих отношениях. Ребенок может быть слишком чувствительным, гиперактивным или гипоактивным, может находится в постоянном движении или легкой усталости. Кроме того, некоторые дети могут колебаться между этими состоянии. Могут наблюдаться проблемы в координации движении, задержка речи и сложности в обучении, ребенок может быть слишком импульсивным, легко отвлекаться и быть несобранным, также испытывать трудности при адаптации к новым ситуациям и реагировать на расстройства, агрессию или потерю.

Смысл терапии заключается в сенсорной стимуляции структурированным, повторяющимся образом, благодаря чему мозг будет адаптироваться и позволит детям обрабатывать и реагировать на ощущения более эффективно.

Терапия сенсорной интеграции должна проводиться профессиональным терапевтом, который должен определить путем тщательной оценки, будет ли ваш ребёнок получать пользу от предложенной терапии. В традиционной терапии сенсорной интеграции терапевт подвергает ребенка сенсорной стимуляции посредством повторяющихся действий.

Терапевт постепенно усложняет действия. Идея состоит в том, что благодаря повторению нервная система вашего ребенка будет реагировать более организованным образом на ощущения и движение.

Яндекс.Метрика