NeiroKids

Детский нейропсихологический центр

г. Москва, ул. Новорогожская д.10

м.Площадь Ильича или м.Римская

8 (495) 729 73 86

Коррекция школьной успеваемости. Для чего это нужно?

 В начальных классах, у некоторых детей, можно заметить некоторые затруднения в усвоении школьной программы. Если своевременно не заняться их преодолением, то последствия могут повлиять на дальнейшее обучение, так как именно в начальных классах ребенок получает базовые знания, на которых формируется умственная деятельность, а также навыки применения её на практике. Без усвоения начальных знаний, ребёнку будет сложно в учебе в старших классах, поэтому необходимо разобраться в причинах неуспеваемости и постараться их ликвидировать.
Основные причины школьной неуспеваемости:
1. Отсутствие подготовки к обучению в школе
2. Умственная и физическая слабость ребенка, возникшая в результате долгой болезни
3. Нарушение речи, зрения и слуха, не устраненные в дошкольный период
4. Умственная отсталость в легкой форме
5. Долгая социальная адаптация ребёнка (неумение установить контакт со сверстниками и преподавателями)
6. Задержка психического развития у ребенка

Какие трудности чаще всего возникают в процессе учебной деятельности?
Основные из них:
— невнимательность при написании текста (ошибки и пропуск слов и букв)
— трудности с математикой (проблема с решением задач, примеров, сложения и умножения)
гиперактивность (не способность усидеть на месте)
— проблема с пересказом
— низкая способность уяснения нового материала
— неаккуратность в написании
— трудность при выполнении самостоятельной работы
Для того чтобы оказать помощь, педагогу или специалисту необходимо понять что конкретно мешает процессу обучения, исходя из чего он сможет создать программу коррекции.

Основные принципы познавательной сферы детей
В процессе школьного обучения у детей происходит развитие в нескольких областях, таких как мышление, память, внимание и т.д.
В возрасте от 7 до 11 лет у ребенка создается благоприятный период для развития своих интересов и потребностей в познании, навыков в учебе, самоорганизации и контроля, формировании самооценки и самокритичности к себе и другим, принятия социальных норм и нравственности, развитие коммуникабельности.
Именно в этом возрасте память, как и остальные психические процессы, становится регулируемой и осознанной и если ребенок имеет трудности с запоминанием, то это может плохо повлиять на учебную деятельность. Важно развивать не только механическую, но и логическую память.
Важно развивать мнемическую деятельность при запоминании того или иного учебного материала, а именно: разбивка на группы, выделение важных пунктов, составление плана, классификация, составление схем и структур, проведение аналогии, кодировка, дополнение к запоминаемому материалу, ассоциативный ряд, повторение.

Причины возникновения трудностей усвоения школьной программы
1. Предоставляемый учебный материал
2. Особенности работы памяти, мышления и внимания
3. Способность преподавателя научить ребенка
Самым трудным в учебе является пересказ текста. У большинства детей вызывает трудность краткий пересказ, чем подробный, так как именно в кратком пересказе необходимо выделить главную мысль и отделить её от второстепенных деталей, а неспособность её преодолеть зачастую приводит к отказу активной мыслительной деятельности. Это выражается в озвучивании зазубренных частей текста, непонимании вопроса по тексту и пользованием подсказок.
Также существует несколько факторов, которые могут влиять на успеваемость и познавательную деятельность:
1. Неправильное формирование принципов учебы
2. Отставание в развитии психических процессов
3. Неправильное использование ребенка своих индивидуальных психологических навыков

Методы коррекции школьной неуспеваемости
Помимо социальных и физических причин неуспеваемости школьника существуют еще и психологические причины. Преподаватели как правило жалуются на то, что родители не помогают своим детям (в следствие неблагоприятных условий родителей: алкоголизма, высокой занятости, малообразованности старшего поколения и т.д.). Для проведения дополнительных занятий преподаватели, как правило, используют те же принципы обучения, что и для учеников с хорошей успеваемостью, например, дополнительные занятия после уроков. Однако это малоэффективный способ, так как ребенок быстро устает и мало усваивает данный материал. Поэтому преподавателю необходимо использовать следующие методы проведения коррекционной работы по неуспеваемости:
1. Попытаться выяснить конкретную причину отставания, с целью использовать её для составления коррекционного плана работы с ребенком
2. Пресекать проявление неуспеваемости
3. Попытаться воздействовать на ребенка путем обвинения его в лени, жалобы родителям и т.д. как стимулирующий фактор
4. Специальное завышение оценок, чтобы повысить ребенку самооценку
Помимо проводимой коррекционной работы по устранению школьной неуспеваемости, важно проводить профилактику. Однако, педагог не сможет скорректировать успеваемость ребенка без участия родителей. Поэтому очень важно постоянно вести диалог учителя и родителя, чтобы узнать мнения друг друга в воспитании ребенка и иметь представление об его знаниях и умениях.
В процессе проведения коррекционной работы, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, которые могут влиять на школьную неуспеваемость. Это может быть проявление эгоизма и нарушение коммуникабельности, которое можно исправить проведением групповых занятий, где он сможет научиться общаться с другими учениками.
Педагог может предложить ученикам самим организовать мероприятие, обсудить с ними принцип распределения обязанностей и способов проведения, и тем самым, предоставить возможность детям самим нести ответственность за свои действия и поступки перед другими участниками.
Преподаватель должен знать не только причину возникновения отставания. Он должен плодотворно сотрудничать с родителями и организовать их участие в процессе коррекционной работы.
Какую бы цель не ставили перед собой родители и педагоги – важно понять и вникнуть в душу ребенка!


Яндекс.Метрика